« 19 »  03  20 15 г.




Содержание гражданского воспитания

Помогаем с разработкой ВУЗовских учебных работ любого уровня сложности, и. Поможем решить непосильные задания и написать. Тема: Содержание гражданского воспитания воспитание в содержание гражданского воспитания школе Вид работы: Диплом Предмет: Другое Когда добавили: 21. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. В процессе содержание гражданского воспитания создаются содержание гражданского воспитания для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально- ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служит единой цели: целостному развитию личности школьника. Гражданское воспитание личности ребенка — одна из самых важных задач современной школы. Это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль гражданских начал. Роль образования и воспитания учащихся на современном этапе развития России определяется ее задачами перехода к демократическому правовому государству. Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебно — воспитательного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой содержание гражданского воспитания задач. Усиление воспитывающей функции учебных дисциплин согласуется со стратегией модернизации школьного образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования. Одной из важнейших социально политических задач является формирование гражданского общества. Процесс этот тесно связан с формированием правовой системы в стране, демократическим обновлением законодательства как правовой основы деятельности гражданского сообщества. Современному обществу нужны образованные, нравственные, содержание гражданского воспитания люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя содержание гражданского воспитания последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством развитой ответственности за судьбу страны. Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется следующими факторами: · социальный заказ общества, т. Изучение этой проблемы поможет мне в реализации гражданского воспитания в начальной школе. Содержание гражданского воспитания выпускной квалификационной работы: определить место гражданского воспитания в системе начальной школы. Из этого следуют задачи выпускной квалификационной работы: 1. Изучить педагогическую литературу, раскрывающую проблему гражданского воспитания; 2. Определить цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания в начальной школе; 3. Выявить цели и задачи правового воспитания как одного из разделов гражданского воспитания в начальной школе; 4. Обобщить опыт работы учителей начальной школы по правовому воспитанию. Выявить и повысить уровень представлений и понятий учащихся в сфере правового воспитанности. Содержание гражданского воспитания исследования: учебно - воспитательный процесс младших школьников. Предмет исследования: гражданское воспитание младших школьников. Гипотеза: если учитель будет реализовывать систему гражданского воспитания в школе, то это повлияет на формирование личности, у которой сформируется своя позиция гражданина РФ. Методы исследования: изучение и анализ теоретических работ по гражданскому воспитанию; изучение уровня гражданского воспитания младших школьников; проведение урочных и внеурочных форм гражданского воспитания российской школы. Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет содержание гражданского воспитания историю. В античной философии оно связано с именами Платона, Аристотеля, Сократа. Рассмотрим подробнее цели и задачи гражданского воспитания в Древней Греции. Воспитание в Лаконии — Спарте осуществляло государство, оно ставило задачу готовить из детей спартиатов-воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Нравственное и политическое воспитание содержание гражданского воспитания во время специальных бесед государственных руководителей содержание гражданского воспитания молодежью, в которой они рассказывали о стойкости и мужественности предков в борьбе с врагами Отечества, о героях. Он считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Аристотель 384 — 322 г. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые содержание гражданского воспитания нераздельно. По Аристотелю, существовало 3 вида души, которым соответствуют 3 стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души — разумной и волевой. Природа тесно связала 3 вида души, и в воспитании люди должны следовать за природой, тесно связывать физическое, нравственное и умственное воспитание. В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум — таковы три источника нравственного воспитания. По его мнению, имеются три задачи воспитания: 1 познание себя содержание гражданского воспитания окружающего мира умственное воспитание ; 2 управление собой нравственное воспитание ; 3 стремление к Богу религиозное воспитание. Коменский оценивал роль воспитания очень высоко, так как «человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте — в детстве». Мужество — это добродетель, включающая такие черты, как самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда того требует время и обстоятельства, выполнение долга и др. Кершенштейнер 1854- 1932 — немецкий педагог. Он выступил с идеей «гражданского воспитания» и «трудовой школы». По его мнению, школа «должна быть полностью поставлена на службу Германии». Это воспитание должно научить детей безусловному повиновению государству. «Необходимо применять политическое воспитание, внушающее учащимся понимание задач государства, сознание вытекающего отсюда гражданского долга и любовь к Отечеству». Под этим он понимал повиновенческое воспитание детей. Умный государственный деятель давал детям советы, как жить, призывал их любить Родину, защищать ее от врагов, быть гуманным, отзывчивым к людям. Содержание гражданского воспитания в российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах Содержание гражданского воспитания. Радищева 1749 — 1802 г. Белинского 1811-1848Н. Чернышевского 1828-1889Н. Добролюбова 1836 — 1861А. Герцена 1812-1870и др. Виссарион Григорьевич Белинский содержание гражданского воспитания - гениальный критик, обладал неиссякаемой страстной любовью к Родине, русскому народу, непоколебимо верил содержание гражданского воспитания лучшее будущее России. Любовь к стране сочеталась у него с глубоким уважением к другим народам. «Общее, - писал он, - проявляется только в частном. Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не содержание гражданского воспитания и человечеству». Он разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания, заклеймив всякое проявление национализма. «Да будет проклята вся народность, исключающая из себя человечность». Он считал человечество дружной семьей народов, стремящейся к прогрессу, к лучшему общественному строю. Белинский говорил: содержание гражданского воспитания воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, а человека, который мог впоследствии быть и содержание гражданского воспитания, и другим, не переставая быть человеком». Белинский сделал выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к Родине. «Нужно сделать русский язык и отечественную литературу важнейшим предметом обучения». Пушкина 1799-1837А. Содержание гражданского воспитания 1769 - 1844Н. Гоголя 1809 - 1852 и других великих писателей России Содержание гражданского воспитания. Белинский видел яркое содержание гражданского воспитания русской народности и благородного патриотизма. В основе педагогической системы великого русского педагога Ушинского 1824 — 1870 лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божее на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» 1857. Ушинский подчеркивает, что одна из характерных черт воспитания русского народа — «развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине», т. Ушинский указывал, что «русский народ проявлял и проявляет большую любовь к Содержание гражданского воспитания, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 г. Однако это чувство, «пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», вспыхивает у людей лишь порывами, когда Родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм содержание гражданского воспитания, повседневно, при исполнении гражданином своего общественного долга. Это воспитание призвано содержание гражданского воспитания у детей чувство национальной гордости, чуждое шовинизму и сочетающееся содержание гражданского воспитания уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед Родиной, приучить их ставить общие интересы выше своих. Ушинский считал, что «человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит», поэтому он определяет воспитание как «целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности». Среди различных сторон воспитания главное место должно отводиться воспитанию нравственности. Он писал: «…мы смело высказываем убеждение, что нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума в общем, наполнение «головы» познаниями». Ушинского, должно формировать в ребенке гуманность, честность и правдивость, чувство ответственности и собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание содержание гражданского воспитания развивать у ребенка твердый характер содержание гражданского воспитания волю, стойкость, чувство долга. Воспитание патриотизма, беззаветной любви к Родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системой — народностью. Любовь к Родине — это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного в дурном человеке остается последним. Советская педагогика рассматривала вопросы воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности Павлышской школы по гражданскому воспитанию. Таким образом, воспитание гражданина уходит своими корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Оно актуально и в наше время. Цель воспитания - это то, к содержание гражданского воспитания оно стремится. Цель — это будущее, на достижение которого направляются главные усилия. Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ — всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, гражданскому, правовому, физическому и др. Цель содержание гражданского воспитания как система распадается на составные части — общие и конкретные задачи. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач и экономического, экологического, гражданского и др. Выделенные задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической содержание гражданского воспитания и практики. Охарактеризуем цели и задачи гражданского воспитания. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе личную свободу и уважение государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств. Дереклеева подчеркивает, что «целью деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин» является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регулятора поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством». Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно — политической жизни школы, местных сообществ». Из целей гражданского воспитания следуют его задачи: · воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений; · воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям; · обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития; · формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом; · формирование гуманистического мировоззрения, способного к познанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию. Реализация целей и задач гражданского воспитания возможна в общеобразовательном учреждении лишь при наличии целостной системы воспитания, которая включает 3 этапа, соответствующих периодам: · начальной школы 1-4 класс ; · основной школы 5-9 классы ; содержание гражданского воспитания полной средней общей школы 10-11 классы. Целостность системы обеспечивается единством правовых и нравственных идей, преемственностью гражданского воспитания на каждом из этапов. Гражданское воспитание — это единый комплекс, стержнем которого является правовое и нравственное воспитание. Рассмотрим содержание гражданского воспитания с этих точек зрения. Каждая группа нравственных отношений включает в себя определенные нравственные качества. Моральные качества представляют собой как бы сплав, единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. Таким образом, содержание гражданского воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности. Среди нравственных качеств, определяющих отношение человека к обществу, ведущее место занимает патриотизм. Патриотизм включает в себя любовь к Родине, заботу об интересах страны, уважение к историческому прошлому Родины и её традициям, долг и ответственность. Патриотизм определяет гражданственность человека, его поведение в обществе. Деятельность педагога в этом направлении, заключается: · в знакомстве с законами и правовыми содержание гражданского воспитания государства и формирование ответственного отношения учащегося к законам и правовым нормам; · в сотрудничестве с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся; · в организации и проведении внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения; · в формировании умений руководствоваться мотивами долга, совести. В конечном итоге учащиеся должны усвоить такие понятия, как: право, закон, права и обязанности, правонарушение, ответственность, достоинство, личность, правовые нормы, справедливость. Разъясняется сущность и значение государственных символов Российской Содержание гражданского воспитания герб, флаг, гимн. Она сочетает в себе как патриотизм, так и правовую воспитанность личности, которые влияют, в конечном содержание гражданского воспитания, на образ жизни человека. Воспитание юного гражданина - целостный и сложный процесс. Его нельзя подменять одним нравственным просветительством. Нельзя воспитать человека, влияя только на его сознание. Полноценное воспитание возможно на основе единства мысли и действия, убеждения и поступка, сознания и поведения. За годы своего развития школа накопила богатейший содержание гражданского воспитания методов, приемов, средств, гражданского воспитания. Знания и творческое использование этого богатства определяют сегодня профессиональное мастерство воспитателя — педагога. Все эти методы содержание гражданского воспитания можно условно сгруппировать следующим образом. Во все времена слово было главным оружием инструментом педагога. Но если в прошлом в работе учителя преобладали слова — назидания, поучения, то сегодня средства убеждения стали гораздо разнообразнее. Исходя из этого, учитель может использовать следующие формы: · тематические классные часы; · беседы; · содержание гражданского воспитания и проведение спецкурсов; · читательские конференции по праву; · встречи с представителями правовых культур и т. Воспитание — это подражание. Растущий человек сознательно или неосознанно воспринимает окружающее в его реальности в литературе, кинообразцы характеров, поведения, отношений. Здесь можно отметить и пример семьи, сверстников, других школьников. Это можно провести в таких формах: · познакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей; · посетить воинские части; · посещение музеев школьных или городских краеведческих, исторических ; · встретится с ветеранами Великой Отечественной войны если нет такой возможности, то можно рассказать о жизни солдат во время 1 и 2 мировых войн. · привести личный пример педагога. Оно неотрывно от воспитания содержание гражданского воспитания. Включение школьников в разнообразную общественную деятельность создает благоприятные условия для процесса социализации личности, приводит к активному опыту гражданского поведения. Важно, чтобы этот опыт не замыкался на школе, чтобы ребята в своих делах выходили на окружающую социальную среду, т. Оно может принимать такие формы: 1. Жизнь школьника — это непрерывная цепь ситуаций. Многие возникают стихийно, непредвиденно, многие моделируются педагогом, воспитательным коллективом. Чем больше ситуаций нравственного выбора, требующих гражданского поступка, тем лучше. Работа с ситуацией содержание гражданского воспитания. Педагог должен быть готов к неожиданностям, мгновенной реакции. В этом случае важна способность ориентироваться в обстановке, «рассчитывать варианты», анализировать состояние и поведение воспитанника. Этот путь подсказывается опытом самих детей. Они всегда придумывают игры остросоциального содержания «в космонавтов», «в войну». Главная сила воспитательного воздействия игр состоит в содержание гражданского воспитания ролевой природе. Можно выбрать такие формы воспитания: · конкурсы, викторины; · создание ситуаций, в которых дети сами должны предугадать дальнейшее свое действие. Использование эффекта игры дает в руки педагога богатые возможности неформального воздействия на сферу гражданских чувств современного школьника. В этом случае воспитатель содержание гражданского воспитания автором ролевых игр, но от этого дело воспитания выигрывает. Становление у учащихся гражданских свойств личности происходит под воздействием многочисленных влияний — семьи, микросоциума, городской сельской среды, средств массовой информации, школы, учреждений дополнительного образования. Однако школа обладает реальными возможностями создать целостную систему гражданского воспитания, охватывающую как классно- урочный учебный процесс, так и внеурочные формы воспитания. Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы естественно — научного цикла. Прежде всего это история, окружающий мир. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Воспитание осуществляется в процессе обучения. На первый план выходит личная гражданская убежденность учителя, его искренность, учет возраста детей, их эмоционального состояния, конкретной ситуации. Умение «глаголом жечь сердца людей» - одно из верных средств, обеспечивающих успехи содержание гражданского воспитания воспитания. Таким образом, зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся. Признавая значимость всех компонентов школьного воспитания, следует отметить, что современный этап развития России и задачи отечественной школы требуют обратить особое внимание на развитие гражданского правового воспитания. Под гражданским правовым воспитанием мы понимаем воспитание, содержание, методы и формы которого ориентированы на формирование у учащихся нравственной, правовой культуры личности, гражданско — правовой компетентности. На современном этапе гражданско — правовой компонент занимает неоправданно малое место в воспитательном пространстве школы. Как правило, гражданское воспитание дискретно, т. В ряде школ восполняют этот пробел в воспитании школьников за счет внеклассных мероприятий. Возлагаются также надежды на создание в школе ученических общественных организаций. В современной жизни общества необходимо ориентироваться на моральные ценности и диктатуру закона. Основная задача гражданско — правового воспитания — ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений содержание гражданского воспитания обществе в целом их малом сообществе в частности. У младших школьников необходимо сформировать представление о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Правовое воспитание осуществляется с момента поступления ребенка в школу. Так, например, уже в 1-2 классах учащиеся знакомятся с государственной символикой РФ герб, гимн, флагзнакомят учащихся с понятиями «гражданин», «право», «права и обязанности человека» и т. В 3-4 классах идет идет расширение представлений о родной стране, о государственных символах РФ, Конституции. Возможно введение на завершающем этапе начального образования в учебный план начальный школы предмета гражданско — правового содержания 1час в неделю. Например, в учебниках по истории для 4 класса есть тема « Граждане, короли, президенты». Урок формирует такие понятия как «государственная власть», «гражданин» и содержание гражданского воспитания. Интегрированный курс «Окружающий мир» в системе Занкова — « Мы и окружающий мир» содержание гражданского воспитания естествоведческие и обществоведческие знания, содействуя органичному взаимопроникновению знаний по географии, истории, биологии, формируя целостную картину мира. Элиасберг — доктор педагогических содержание гражданского воспитания, профессор разработал систему гражданско — правового воспитания и образования для всех этапов обучения. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности. Правовое воспитание — одна из многочисленных задач современной школы. Вследствие невероятной популярности этой профессии правовое образование в школе часто приобретает характер подготовительных курсов для поступающих в вузы. Отсюда низкий коэффициент полезного действия изучения основ права. Правовое знание должно даваться через призму прав человека и при этом на содержание гражданского воспитания раннем этапе. Содержание гражданского воспитания через постижение формулы «право-обязанность-право» должно стать духовной «плотью и кровью» ребенка. Москалевой, учителем истории и права, была предложен авторская учебная программа «Начала права» - интегрированный курс для учащихся начальной школы. Сегодня курсы правоведческого цикла не очень деликатны по отношению к личности, так как очевидно, что интересы содержание гражданского воспитания в них представлены в несколько привилегированном положении. Содержание гражданского воспитания должна меняться в пользу формирования личностно- ориентированного пространства. Начинать надо с начальной школы. Необходимо научить детей правильно относиться к себе, друг к другу, взрослым людям в повседневной содержание гражданского воспитания. Взрослые, формируя правовую ауру, обязаны не забывать, что они являются «правоносителями» испытывают на себе «величайшее уважение». Элементы знаний о правах содержание гражданского воспитания включены во постоянные требования к обязательному минимуму содержания общего и среднего образования по общественным дисциплинам. В ходе изучения обществоведческих курсов, которое традиционно начинается с пятого класса, учитель сталкивается с неподготовленностью к восприятию этих новых для них предметов и практически всегда констатирует запаздывание начала изучения фундаментальных прав и свобод человека, хотя сегодня информационные рамки школьного правового образования в целом определены. Не в полной мере способствуют преодолению этих препятствий вводимые на первом году обучения в основной школе пропедевтические курсы, так как их содержание отстает от возросших интеллектуальных возможностей детей; а в начальной школе курсы серии «Окружающий мир» обычно носят расширяющий кругозор характер и в принципе исключают философское, политическое и юридическое «самопостижение» ребенка. В результате школьники подходят к изучению систематических курсов, не имея навыков исторического и правового мышления, и «на выходе» из школы крайне редко действительно осознают свое место в истории Отечества и не умеют осуществлять в реальной жизни декларируемое множество прав и свобод. Это объясняется и наметившейся сегодня тенденцией несколько преувеличивать количество прав ребенка по сравнению со взрослыми диспропорция, несоотнесенность с обязанностямикоторая довольно часто возникает в инновационных системах. Итак, один из путей достижения эффективности обучения и воспитания видится нам в максимально раннем знакомстве школьников с широким кругом знаний, представлении детям уже в начальных классах общей, целостной картины мира с обязательным присутствием в ней ребенка. Москвы, авторская идея Таким образом, создание курса «Начала права» вызвано необходимостью повышения уровня гражданско-правового образования школьников, «поскольку тема права человека имеет ярко выраженный граждановедческий образовательно-воспитательный потенциал. Учебно-воспитательная работа с тематикой прав человека способствует формированию активной гражданской позиции учащихся». Важно на начальной стадии ввести учащихся в мир обычного и «собственно» права, что позволит сформировать адекватные социально-правовые представления и выработать правовую рефлексию. Учебный курс «Начала права» призван в соответствии с возрастными особенностями информировать ребенка об его основных правах, вызывать понимание ценности своей личности, воспитывать юного гражданина в духе уважения прав и свобод других людей. Следует отметить, что учащиеся ретроспективно и в сжатой форме знакомятся со всей системой прав человека, которая в содержание гражданского воспитания школе уже конкретизируется на более широком информационном поле и переходит в другие отрасли права. Данный курс с максимальной степенью мобильности реализует концепцию школы содержание гражданского воспитания формированию у учащихся целостной картины мира и ее личностного венца — концепцию «Я содержание гражданского воспитания личность», которая является магистральным направлением деятельности «школы развития личности» и соответствует общешкольной комплексной научно-практической целевой программе «Разработка содержание гражданского воспитания внедрение деятельностных подходов к развитию личности ребенка». А именно: способствует становлению личного правоведческого кредо через развитие таких важнейших личностных качеств, как любовь, импатия, толерантность, эмоциональная устойчивость. Таким образом, это интегративный процесс и содержание гражданского воспитания центром является формирование личностно-деятельностной направленности ученика, развитие новой парадигмы правового мышления, выражающаяся в содержание гражданского воспитания многогранной сущности своего «Я». Концептуальная новизна курса «Начала права» заключается в следующем: - Вопросы формирования правосознания в детском возрасте в данном случае активно связаны с закономерностями душевно-практической жизни ребенка, предполагают познание и адекватное управление ею: через погружение в правовое пространство и профилактические номинации. Выготскийактивное вовлечение школьников в правотворческую деятельность, предоставление содержание гражданского воспитания для скрытой актуализации личностных проблем, которые при «проговаривании» и коллективном осмысливании должны приобретать оптимальные формы в связи с попытками их разрешения. На раннем этапе формирования и воспитания личности ребенок получает представление о правах и свободах человека и гражданина, возможность осознания собственного «Я» через общечеловеческие ценности и критерии, а также теоретического проживания разнообразных правовых реакций. Максимальная приближенность к личному опыту детей. «Там, где кончается обязанность и право одного, не может начаться право другого» Планируется создание коллективной книги прав содержание гражданского воспитания обязанностей. Каждая из рассматриваемых тем в целом является импровизацией, хотя имеет четко обозначенную сквозную идею. После рассмотрения блока тем планируется проведение «аккордных» уроков итоговых на уровне проговаривания — воспроизведения пройденного через проигрывание «неких» ситуаций, прогнозирующих нравственно-правовой выбор. Всякий урок должен вызывать активную психологическую реакцию и в связи с этим предполагает содержание гражданского воспитания такой формы урока как беседа и ее вариации. Освоение учащимися данного курса строится не в заучивании: «Я имею право…», а на осознании, что, выполнив определенные обязанности, содержание гражданского воспитания сумел добился уважительного отношения содержание гражданского воспитания моим правам. «Мое право начинается там, где начинается право другого», «Мое право заканчивается там, где заканчивается право другого». Дети не следуют неким образцам, не воспроизводят модели поведения, а имеют самостоятельный взгляд на ход вещей, умеют воспринимать другое, отличное содержание гражданского воспитания собственного, мнение. Данный курс учитывает теорию и практику правового образования Усачев как учебное чтениеЕ. Элиасбергявляется интегрированным по содержанию, мировоззренческим по характеру и содержание гражданского воспитания центром «Вселенной» урока личность ребенка, его «Я» и дает возможность осознать себя через других детей, через собственный и чужой опыт. Он должен создавать благоприятный эмоциональный фон обучения, достаточное для данного содержание гражданского воспитания правовое знание и являться началом первичной профессиональной ориентации. Формирование личности — правоведчески мыслящей, четко осознающей свое место и роль в детском жизненном пространстве, личные права и обязанности — главная задача данного курса. Все тематические блоки идут на фоне активизации мыслительной деятельности, формирования ассоциативных возможностей «эхо» на поступокиспользования художественного творчества школьников, провоцирования нравственной, эмоциональной проявленности личности. Делаются содержание гражданского воспитания через ее сильные стороны подтянуть «слабые и тем самым добиться» гармонии чувств, мыслей, поступков. По мере усвоения содержания курса идет усиление сознательного, аналитического уровня восприятия прав человека уход от эмоционального: «Что такое хорошо и что такое плохо? Необходимо повернуть ребенка к осмыслению реализации прав окружающих его людей, вывести личные права и права содержание гражданского воспитания в единое правовое содержание гражданского воспитания. Создаются предпосылки для внутренней свободы ребенка, так как известно, что истинная свобода в нас самих и она во сто крат ценнее внешней свободы, а также условия для осознанного восприятия систематических правоведческих курсов в основной школе. В результате изучения содержание гражданского воспитания «Начала права» ученик будет готов в соответствии с возрастными особенностями сделать нравственно-правовой выбор. Цель курса «Начала права»: сформировать у учащихся на начальном этапе образования и воспитания элементарную систему правовых знаний, научить детей определять свою личностную позицию с точки зрения общечеловеческого правового пространства, потребностей общества индивидуальных особенностей. Для реализации курса необходимо: · содержание гражданского воспитания у детей потребность в получении правовых знаний познавательный интерес и мотивацию ; · отработать способность к анализу жизненных ситуаций с правовой точки зрения, а также их соотнесение с выполнением содержание гражданского воспитания обязанностей; · отработать элементарные правовые навыки и умения; · начать формирование представлений о правовом межличностном общении; · воспитывать у учащихся уважение к правам других людей; · ознакомить с документами, информирующими о правах человека. Овладев базовым содержанием данного курса, школьники должны: · уметь выделять социально-правовые ситуации в реальной жизни; · приобрести умения их самостоятельного анализа; · осознавать необходимость правовых знаний, в отдельных случаях самостоятельно их пополнять; · иметь первичные навыки адекватных правовых реакций, правовой рефлексии самооценка и содержание гражданского воспитания правовая модель поведения ; · овладеть алгоритмом правовой деятельности Право Обязанность Право ; · ознакомиться с некоторыми документами из области международного права в контексте персональных вариаций и попыткой анализа некоторых ее положений на элементарном уровне; · овладеть понятийным минимумом, иметь первоначальные представления о взаимных правах и обязанностях гражданина и государства подступ к формированию понятия правового содержание гражданского воспитания ; · получить первоначальные представления о конкретных правах человека, уметь их формулировать; · освоить основные позиции «Азбуки выживания и здоровья» правовая версия ; содержание гражданского воспитания иметь представление о комплексе социальных ролей: школьник, член семьи, вне школы и вне дома… взаимодействие, взаимоотталкивание…. Усачева «Декларация прав человека для детей и взрослых», Содержание гражданского воспитания по содержанию: совместное обсуждение, реферирование и анализ, творческая интерпретация, словарная работа; ролевые игры моделирование социально-правовых ситуаций, их анализ, содержание гражданского воспитания интерпретация ; практикум; самостоятельная работа по отдельным правоведческим позициям и усвоению понятийного аппарата; строго дозированные домашние задания творческого и контрольного порядка; тестирование; анкетирование; блиц-опрос; турнир; беседа и ее вариации; взаимоконтроль; работа малыми группами; система внеклассной работы: консультации для учащихся и родителей; встречи по интересам, проблемные группы; урок-опыт; дискуссионные паузы; тренинги самопознания на правоведческой основе; творческие импровизации. Санкт-Петербурга, разработала программу правового воспитания. Уроки предлагаемого курса могут проводиться в третьем классе из расчета один час в неделю либо за счет специально вводимого в расписание часа, либо за счет часов, выделенных на развитие речи, «Окружающий мир». Не исключаются специальные содержание гражданского воспитания во внеурочное время. Не желательно уплотнение содержания или сужение предложенных целей, так как это может привести к одностороннему толкованию прав ребенка или ущербному варианту правового воспитания. Содержание гражданского воспитания, умения содержание гражданского воспитания навыки учащихся оцениваются по четырехбалльной системе. Коровина предлагает разработку уроков по правам человека во II классе. Цель правового образования: заложить основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите, как применительно к себе, так и к другим людям, наделенной гражданским самосознанием и общественно активной позицией. Средством реализации этой цели служит программа Максаковой "Я, ты, мы. В ходе занятий развивается личность ребенка, его способности, интеллект, умение сопереживать. В центре внимания - не просто ребенок как индивид, а его эмоционально-личностное отношение к окружающему миру. В ходе реализации данной программы учителю необходимо творчески подходить к отбору содержания и методике организации содержание гражданского воспитания, исходя из личного понимания содержания изучаемого материала и ориентируясь на конкретный состав учащихся своего класса. Свои подходы к моделированию уроков Коровина на основе данной программы проиллюстрировала на примере одного из них. Приложение 4 Конечно, одного урока недостаточно для того, чтобы ребенок научился управлять своими чувствами и эмоциями, но такой урок осмысления необходим. Возникает понимание содержание гражданского воспитания, что есть эмоция, как она может влиять на поступки человека. Дети начинают глубже осознавать социальную среду, в рамках которой они рассматривают свои действия. Сначала младшие школьники почти не понимают, как их поступки затрагивают другого человека. Со временем они начинают учитывать мнения наиболее значимых для них людей и только после этого приходят к осознанию связи своего поведения с окружающими, с которыми они общаются. Из этого следует, что ребенок, который оказывается в состоянии понять скрытый смысл своих поступков "Я не только причиняю вред своим друзьям, я мешаю работать целой группе"может высказать более адекватное или зрелое суждение, чем тот, кто обладает узким мышлением. В итоге изучения курса учащимися содержание гражданского воспитания правила жизни в классе. Это определяет для учителя задачу - создать содержание гражданского воспитания, чтобы правила, которые дети самостоятельно вырабатывают на уроках права, работали на всех других уроках и действовали во время перемен. В начале ведения данного курса суждения на занятиях трудно наполняются желаемым смыслом, но уже к концу первого года обучения можно увидеть результат: дети могут прийти к единым выводам, могут работать в общем понятийном поле. Методические приемы, которые могут быть использованы на содержание гражданского воспитания · содержание гражданского воспитания вопроса, допускающего разные мнения и суждения; ненавязывание своего мнения; · самостоятельный поиск детьми содержание гражданского воспитания решения; · побуждение детей к доказательству своих ответов, суждений; · обсуждение реальных конфликтных содержание гражданского воспитания, которые случаются в школьной жизни, определение возможных способов их разрешения. Содержание гражданского воспитания, построенные с учетом возрастных особенностей младшего школьника, способствуют развитию содержание гражданского воспитания них способности уважать мнение другого, отличное от своего, принимать его, осознавать свою социальную роль, взаимосвязь с другими людьми. Дети учатся разрешать возникающие конфликты и позитивно выходить из них. Таким образом, преподавание курса "Права человека" является инструментом содержание гражданского воспитания основ правовой культуры у учащихся первой ступени общеобразовательной школы. Освоение курса обеспечивает открытие учащимися знаний по правам человека и основных способов их использования и сохранения. Тамбова описывает свой опыт преподавания граждановедения в начальной школе. Именно в этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть гражданское образование, ставшее для содержание гражданского воспитания — экспериментальной площадки Тамбовского областного института повышения квалификации содержание гражданского воспитания образования ректор Стрижкова — основой правового обучения и содержание гражданского воспитания учащихся 1-11-х классов. Для 1-3-х классов была разработана оригинальная программа по граждановедению, которая учитывает специфику возраста учащихся. Общая цель этого курса — формирование основ гражданского мировоззрения. Гражданская правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, т. Поэтому правовое обучение на 1-й ступени носит ярко выраженный прикладной характер, решая такие воспитательные задачи, как становление личности, гуманистически ориентированной, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами, чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни. Содержание гражданского воспитания правовые нормы предназначены для того, чтобы определенным образом упорядочить общественные отношения, поведение людей. Поэтому изучение регулятивных правовых норм имеет важное значение для интеграции личности в современное ей общество. С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должны содержание гражданского воспитания ему помощь. Очень важно привить детям с первых шагов культуру поведения и обучения. Самое главное для педагога на этом этапе — сформировать такие умения, навыки и содержание гражданского воспитания, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы содержание гражданского воспитания и товарищеского внимания. Во втором классе продолжается становление личности школьника, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими качествами, адаптированной к условиям окружающей жизни. Они непосредственно вытекают из норм морали. Цель занятий со второклассниками — воспитать содержание гражданского воспитания, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, с готовностью помогает им и словом, и делом. Необходимость сообщения младшим школьникам определенного минимума правовых знаний диктуется и задачей, решаемой на начальной ступени обучения — сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут. Рассмотрим в связи с этим особенности положения младшего школьника в обществе. Данная социальная содержание гражданского воспитания предполагает владение рядом конкретных правил для ее выполнения. Изменение социальной роли ребенка как жителя города приводит к возрастанию содержание гражданского воспитания знаний о правилах поведения в доме, на улице, в транспорте и т. Расширяющийся круг общения требует знания правил, связанных с личной безопасностью. Гражданское правовое образование в 1-3-х классах является органическим продолжением нравственного воспитания и всеобщего развития личности. В процессе нравственного воспитания младшего школьника на уроках граждановедения должны создаваться условия для формирования следующих свойств личности: 1. Чувство собственного достоинства: уважение и требовательность к себе; отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению; протест против содержание гражданского воспитания проявлений насилия, стремление защитить свою честь. Человечность: содержание гражданского воспитания к сопереживанию, сочувствию; доброжелательность, уважение к людям; отзывчивость — готовность прийти на помощь; стремление заботиться о других людях; миролюбие, неприятие агрессивности; неприятие жестокости; незлобливость, умение прощать обиду; способность к благодарности за доброе отношение к себе. Коммуникативность: умение вступить в контакт с другими людьми; стремление и готовность к взаимопониманию, миролюбию; умение работать сообща по единой заданной цели; мобильность, общительность, дружелюбие. Честность: правдивость; искренность; совестливость, способность к самоуважению; чувство справедливости, добросовестность; готовность к сопротивлению обману, лжи. Целеустремленность: умение ставить достижимые цели; планировать действия; различать в задачах главное и второстепенное; проявлять устойчивость в намерениях; критически воспринимать «пустые» замечания, «пустые» содержание гражданского воспитания. Трудолюбие: работоспособность; умение содержание гражданского воспитания себя; уважение к людям труда, к результатам труда; исполнительность. Самодеятельность и самостоятельность: склонность к поиску решения задач; осмысленный выбор примера для подражания; сопротивление ненужной опеке, подавлению инициативы. Именно воспитание человечности, миролюбия, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных и вредных действий, от вступления человека в конфликт с законом. Усвоивший социальные нормы действует более четко, уверенно и результативно. Обеспечивая единство содержание гражданского воспитания и правовых знаний, получаемых младшими школьниками, следует особое внимание обратить на обучение правилам вежливости, определяющим манеру поведения. При систематическом и непрерывном проведении занятий с 1 по 3 класс формируется новая модель поведения через освоение нравственных норм, общественных требований, у младших школьников создаются основы личностного идеала. Правовое воспитание в начальной школе может быть результативным при соблюдении целого ряда педагогических условий. И многое зависит от учителя — от его жизненной позиции, отношениям к учащимся, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях, знания предмета, ориентировки в правовых вопросах. Решая задачи правового обучения и воспитания, педагог в первую очередь должен учитывать психологические особенности младших школьников. Он должен помнить, что в этом возрасте рациональные компоненты сознания не играют еще ведущей роли, в значительной степени ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. При этом яркость эмоциональной реакции обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых младшим школьником. В сообщении содержание гражданского воспитания информации, разъяснении этических и правовых норм учителю не следует обращаться только к сознанию ребенка, а искать способы воздействия на его чувства. Надо помнить, что даже самые правильные слова останутся лишь словами, если педагогу не удастся вызвать у учащихся интерес и сопереживание. В нравственном и правовом воспитании учитель может опереться на характерное для младшего школьника стремление быть хорошим, получить одобрение учителя, добиться успеха, отзывчивость на доброту, стремление к справедливости, действию, желанию найти образец для подражания. Нельзя не учитывать отсутствие у младших школьников жизненного опыта и связанного с ним чувства опасности, что содержание гражданского воспитания превращает ребенка этого возраста в жертву обмана и преступления, а в сочетании с отсутствием четких представлений о добре и зле делает его добычей криминальных элементов, все чаще вовлекающих детей содержание гражданского воспитания деятельность преступных групп. Поэтому важно, чтобы любое сообщение правовой содержание гражданского воспитания основывалось на разнообразном материале из окружающей жизни, жизненных примерах. Важным условием результативности правового образования является его конкретность. Только хорошо зная класс в каких семейных условиях живет каждый ребенок, каковы содержание гражданского воспитания его родителей, и как они влияют на ребенка, законы отношения между учащимися класса, уровень их воспитанностиможно правильно отобрать правовую информацию, расставить нужные акценты, наметить приоритеты в решении задач правового образования, определить направления и объекты индивидуальной работы. Необходимо, чтобы и родители школьников знали, с содержание гражданского воспитания этическими и правовыми нормами знакомятся их дети, чтобы поддержать своим авторитетом, примером и требовательностью усилия учителя в области нравственного и правового воспитания. Опыт показывает, что требуется систематическая индивидуальная работа содержание гражданского воспитания родителями по содержание гражданского воспитания их содержание гражданского воспитания необходимости относиться к детям уважительно, не содержание гражданского воспитания их, выражать веру в их силы и возможности и в то же время проявлять твердость и последовательность в требованиях к их поведению дома, на улице, в общественных местах, ориентируясь при этом на существующие правила. Необходимо постоянно напоминать родителям о важности для детей личного примера взрослых. В качестве организационно-методических условий осуществления правового образования Дружинина выделяет: · системность и преемственность по годам обучения; · единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания; · единство урочной и внеурочной работы по правовому обучению и воспитанию; · стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств; · постоянный контроль учителя содержание гражданского воспитания достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися. На достижение каких результатов следует ориентироваться учителю начальной школы при осуществлении правового образования? Ко времени перехода из начальной школы в среднюю ступень учащиеся должны: Знать конкретные правила поведения и понимать необходимость их выполнения; - уметь разъяснить эти правила другим детям, оценивать свои действия, действия и поступки других людей содержание гражданского воспитания точки зрения выполнения правил поведения, - уметь выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их; - ценить общественный порядок и деятельность по его охране, стремиться быть организованным и дисциплинированным. Иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом Всемирная декларация прав человека ; - понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права; - негативно относиться к жестокости, насилию, национализму, нарушению прав личности; - стремиться знать свои содержание гражданского воспитания и обязанности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим; - знать способы защиты своих прав, предусмотренных законом, иметь представление о государственных органах, призванных защищать права ребенка. Знать о том, содержание гражданского воспитания действия и поступки запрещены законом, уметь объяснить, почему не следует так действовать; Содержание гражданского воспитания. Иметь представление о Конституции Российской Федерации как Основном Законе России, знать государственные символы РФ, понимать содержание гражданского воспитания закон, Конституция, гражданин, государство. Иметь опыт правового дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и старшими, добросовестного выполнения своих обязанностей. И в этом плане оно уникально, т. Среди них навык устного выступления, содержание гражданского воспитания которого требуются умения: аргументировать свою точку зрения; слышать собеседника, уважать его мнение, высказывая свое отношение; вести дискуссию и способность отказываться от своей точки зрения ради истины; самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы, поставить их на обсуждение; оценивать свой вклад и вклад товарищей в общую работу в классе, исходя из участия содержание гражданского воспитания, а также оценить личные качества и поступки свои и других; работать с книгой; содержание гражданского воспитания знания. Еще одна немаловажная дидактическая возможность интеграции различных областей знаний. Ребенок старается использовать на уроке все содержание гражданского воспитания, которые он приобрел, изучая учебные дисциплины, почерпнул из художественной литературы, фильмов и собственного опыта. Исходя из задач правового обучения и воспитания были определены основные компоненты нравственно-правовой информации, которую необходимо получить младшим школьникам. Учащиеся вспоминают пройденный материал, выдвинутые идеи, концепции и принципы, с которыми они ознакомились на предыдущих занятиях. Этот вид учебной деятельности способствует запоминанию, пониманию логической связи между идеями, подготавливает основу для тематического построения следующего материала с тем, чтобы учащиеся понимали логическую последовательность преподаваемого материала. На каждом уроке проводится этот вид дискуссионной работы, которая строится на основе вопросов. Это способствует запоминанию материала и усвоению тематики рассказа. Этот вид деятельности рассчитан на активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Формы деятельности: · рисование и т. С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Особенность положения в обществе младшего школьника в том, что приобретение новой социальной роли «ученик школы» расширяет круг людей, с которыми ребенок общается. Для выполнения этой роли необходимо овладеть рядом правил. Человек, усвоивший правовые нормы, действует четко, уверенно и результативно. Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного содержание гражданского воспитания, а изучение обязанностей - формированию ответственности. В начальной школе гражданское и правовое образование органически связано с нравственным воспитанием, опирается на него и делает его результаты более эффективными. Необходимость сообщения младшим школьникам определенного круга правовых знаний диктуется и задачей, решаемой на начальной ступени обучения, - задачей формирования у учащихся первичных знаний об окружающем мире, о стране и городе, в котором они живут. Решая эту проблему, на уроках истории надо говорить о прошлом нашей страны, ее настоящем и будущем. На уроках русского содержание гражданского воспитания учащиеся пишут сочинения о своем отношении к Родине. Во внеклассной работе большое место занимают экскурсии, помогающие лучше узнать родные места. Таким образом, интегрированные курсы гражданского и правового образования и воспитания уже в начальной школе позволяют воспитывать человека, знающего свои гражданские права и обязанности, любящего Родину. Я проходила практику с 26. С целью изучения уровня правовых представлений и взглядов учащихся, в начале практики был проведен констатирующий эксперимент анкетирование, вопросы которого были составлены мной. Приложение 1 После обработки результатов анкеты были получены такие данные: 1. Учащиеся имеют такое представление о гражданине РФ, что «это человек, имеющий паспорт». Таким образом, правильно ответили на этот вопрос из 23 человек — 3. Отвечая на второй вопрос, учащиеся обратили внимание на нравственную сторону качеств гражданина, но не учитывали правовую сторону. Отвечая на вопрос «Как эти качества гражданина будут проявляться в делах? содержание гражданского воспитания, учащиеся описали множество дел опять - таки с нравственной стороны. Учащиеся не знают документа, где изложены основные права человека — Конституции. Учащиеся при ответе на содержание гражданского воспитания вопрос перечисляли права человека, лишь 2 ученика ответили правильно. В основном, учащиеся написали свои права в примитивном варианте «право на жизнь», «право на любовь», «право на свободу», «гулять, есть и спать», «право хранить молчание на уроке». Вывод: учащихся имеют в области права достаточно низкие представления. Были использованы следующие методы и формы работы с целью повышения правовой воспитанности учащихся: - внеклассная работа классный час «Знай свои права» Приложение 2 ; - урок истории «Граждане, короли, президенты» Приложение 3. Цель внеклассного занятия — на основе создания интеллектуальных содержание гражданского воспитания эмоциональных коллизий подвести ребят к формированию и познанию ведущих идей статьи Никто не имеет право обижать, унижать и жестоко наказывать человека ; рассмотреть ведущие понятия из Всеобщей декларации прав человека в контексте данного тематического блока. Цели реализованы с помощью следующих форм деятельности: - частично - поискового метода — эвристической беседы. Цель урока истории — знакомство с государственным устройством стран прошлого и настоящего времени, с правами гражданина государства; введениие понятия «гражданин». Это реализуется через такие формы работы: - беседа, в которой рассматривается роль Президентов, королей и граждан государства; - проблемно - поисковый метод, что ведет к лучшему осознанию учеником своей позиции гражданина общества; - чтение текста учебника и формулировка выводов учащимися. В заключении практики был проведен повторный констатирующий эксперимент по вопросам анкеты Приложение 1. Большинство обратило внимание на нравственную сторону гражданина 80%содержание гражданского воспитания остальные - только на правовую 20% ; 3. Около 10% учащихся ответили, что « в преданности государству», «участии в выборах» и т. Почти весь класс ответил правильно 90%. Перечислили узкий круг прав человека, но основные. Таким образом, мы видим, что уровень правовых представлений учащихся повысился. Следовательно, содержание гражданского воспитания практика показала, что систематическая работа по правовому воспитанию учащихся начальных классов приведет к формированию гражданской позиции учащихся, к повышению правовой культуры. Содержание гражданского воспитания воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Воспитание гражданина уходит своими корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе личную свободу и уважение государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство патриотических чувств Из целей гражданского воспитания следуют его задачи: · воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений; · воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям; · обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития; · формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом; · формирование гуманистического мировоззрения, способного к познанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию. Реализация целей и задач гражданского воспитания возможна в общеобразовательном учреждении лишь при наличии целостной системы воспитания, которая включает 3 этапа, соответствующих периодам: · начальной школы 1-4 класс ; · основной школы 5-9 классы ; · полной средней общей школы 10-11 классы. Целостность системы обеспечивается единством правовых и нравственных идей, преемственностью гражданского воспитания на каждом из этапов. Гражданственность является стержневым качеством любого человека. Она сочетает в себе как патриотизм, так и правовую воспитанность личности. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы гражданского воспитания. Зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся. Осуществление целей гражданского воспитания требует системного подхода в плане интеграции урочной и неурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности. Проблема повышения гражданской воспитанности школьников сложна и многообразна. Лишь систематическое воспитание с начала поступления ребенка в школу позволит вырастить истинного гражданина страны. Воспитание гражданина актуально в наше время. Реализация системы гражданского воспитания в школе влияет на формирование личности, у содержание гражданского воспитания формируется своя позиция гражданина РФ. Интегрированные курсы гражданского и правового образованию и воспитания уже в начальной школе позволяют воспитывать человека, знающего свои гражданские права и обязанности, любящего Родину. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека: - Всемирная история: эллинистический период. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. Основы правовых знаний: Учебное пособие для вузов: Под общ. Ответы на незаданные вопросы, или Давайте жить дружно. Изменения в исследовании проблемного воспитания. История Древней Греции: Учебн. Методическое пособие по основам государства и права. История педагогики: Учебник содержание гражданского воспитания студентов пед. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. Хрестоматия по курсу «Права человека». Второе рождение: О воспитании в повседневной содержание гражданского воспитания. Система правового образования в школе и воспитания гражданина России. На уроках чувствую себя свободно, уверенно. Всеобщая Декларация прав человека для содержание гражданского воспитания и взрослых. О народности в общественном образовании. Ваши права: Книга для учащихся содержание гражданского воспитания классов. Права на всякий случай. Новые технологии воспитательного процесса. Кто является гражданином РФ? Содержание гражданского воспитания качествами он должен обладать? Как эти качества будут проявляться в его делах? Как содержание гражданского воспитания документ, в котором изложены основные права гражданина РФ? Какими правами вы обладаете? Внеклассное занятие «Знай свои права» Цель: - на основе создания интеллектуальных и эмоциональных коллизий подвести ребят к содержание гражданского воспитания и познанию ведущих идей декларации прав человека. Никто не имеет права обижать, унижать и жестоко наказывать человека ; - на основе понятийной разминки и анализа бытовых ситуаций рассмотреть ведущие понятия из Всеобщей декларации прав человека в контексте данного тематического блока. Опорные понятия: право, обижать, унижать, наказывать, добро, всеобщий. Основной методический прием: дети активно анализируют свой и чужой практический опыт. Оборудование: мини-планшеты, рисунки детей, видеосюжет фрагмент мультфильма о коте Леопольде. Предполагаемый результат : дети должны уяснить на интеллектуальном и эмоциональном уровне значимость соблюдения данного права человека с точки зрения морального и физического здоровья комфорта для себя лично и окружающих; четко осознавать сущность таких понятий, как добро и справедливость. «Правовой фейерверк» понятийная разминка : Мы с вами уже не раз рассуждали о том, что права человека важны, что человеческое достоинство свойственно всем людям, что права содержание гражданского воспитания надо уважать и соблюдать. Дети называют «в темпе» те или иные уже известные права человека - по цепочке. Класс реагирует сигнальными карточками красный, желтый, зеленый, синийв процессе выявляется значимость предъявленных на обсуждение правоведческих позиций. Наблюдатели выделяют «права-победители» не более 3 х. Обсуждение с точки зрения бытового права и ранее полученных правовых знаний. Акцент на том, что открытость во взаимоотношениях с людьми является гарантом благополучия. » Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права, все должны относиться друг к другу как братья и сестры. Как братья и сестры …А почему? Содержание гражданского воспитания Ученики делают выводы. Сегодня мы будем работать над документом, где изложены основные права людей. Всеобщая декларация прав человека. Как вы понимаете слово «всеобщая» «декларация», «право»? Рисунок на тему «Что есть такое право? » мнение, чувство, мысль. Дети обозначают содержание статьи, которую предстоит сегодня разобрать. Примеры из собственного житейского опыта. Работа над понятиями 1. Подбери соответствующее определение, соединив их стрелками Обижать Возможность что-то делать, иметь до тех пор, пока это не ме шает другим. Унижать Несправедливо при- чинить огорчение. Право Оскорбить досто- инство, самолюбие. Наказывать ÞЖестокоÞ Мера воздействия на человека, совершившего проступок. А Вас когда-нибудь обижали унижали, наказывали, жестоко наказывали? Отслеживается сущность понятий через интеллектуальную и эмоциональную импровизацию. Как же нужно относится к людям? Если человек не откликается на ваше содержание гражданского воспитания, доверие к нему, содержание гражданского воспитания ли вы относиться к нему так же, как и раньше? Игра «Угадай настроение» Ученик выходит из класса. Оставшиеся договариваются, какое чувство они будут изображать обида, радость, боль, одиночество и т. Выходивший возвращается и пытается назвать разыгранное классом чувство. Упражнение повторяется с разными учащимися. После игры учитель может задать такие вопросы: Легко ли разыгрывать те или иные чувства? Что помогло вам это сделать? Легко ли содержание гражданского воспитания, какие это были чувства? Что помогло вам это сделать? Надо ли знать и понимать чувства окружающих людей? Какой вывод мы можем сделать из нашего содержание гражданского воспитания Все люди, маленькие и большие, должны быть защищены от взаимных обид, унижений и жестоких наказаний. Миром должно править Добро. Тема: Граждане, короли и президенты. Цели: познакомить с устройством государства; ввести понятия «гражданин и его права»; раскрыть роль президента короля в государстве. Может ли содержание гражданского воспитания существовать без них? А знаете ли вы свои права? Кем будут выполняться эти права? Давайте прочитаем о правах ребенка в учебнике. Как вы думаете, кто является гражданином РФ? Так кто же такой гражданин страны? Ответы на вопросы в учебнике стр. Тема урока: "Мое настроение". Подход к моделированию урока Цель урока: помочь детям научиться с пониманием относиться к эмоциональному миру человека и окружающих людей. Проектируемый учителем результат урока: осознание учащимися того, что чувства человека возникают под влиянием различных внешних факторов; развитие умения различать чувства и поступок; дифференциация этих чувств; развитие умения уважительно относиться к чувствам других людей. Этапы урока направлены на достижение поставленной цели. Во время разминки дети вспоминают основные события дня и чувства, которые при этом испытывали. Делятся впечатлениями и приходят к решению, что если содержание гражданского воспитания плохой поступок, то и настроение при этом плохое. Дети приводят некоторые примеры из собственной жизни и приходят к выводу, что если не сдерживать свои негативные чувства, можно нарушить права другого человека. Например, вспоминают случай, который произошел в первом классе. Мальчика оскорбили во время перемены, он зашел в кабинет и у соседки по парте начал разбрасывать вещи. Пенал попал в ученика, завязалась драка. При обсуждении ситуации приходят к выводу, что если бы мальчик знал, как поступить в этом случае, конфликта бы не произошло. Далее выясняется, что такое эмоция и настроение. Как человек может выражать свое настроение? Данные понятия настроение, эмоция заносят в словарик, который ведет каждый ученик. После игры "Изобрази и угадай чувство, эмоцию" дети приходят к выводу, что очень важно разобраться в своих чувствах и чувствах окружающих людей, чтобы научиться управлять своими эмоциями и не нарушать права других людей. В конце урока обсуждается, какие могут возникнуть ситуации, если человек не может контролировать свои чувства: оскорбление чувств другого; нанесение вреда здоровью; причинение материального ущерба порвал книгу, содержание гражданского воспитания пенал. На заказ и бесплатно, свежие и прошлых лет. Для всех Российских вузов. Наши специалисты предоставляют услугу по сбору обработке и структурированию информации по заданной теме и в соответствии заданному структурному плану. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.




Олег Дынько